понеделник, 4 ноември 2013 г.

Применение динамической электронейростимуляции у детей с нарушениями речи и лор-патологией

Источник: Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции (случаи из практики). Екатеринбург, 2009
Клиническое наблюдение врачей А.Ф. Беляева, Н.Г. Лисецкой, 
С.А. Семашко.
Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины,
г. Владивосток, Россия
Психоневрологическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие, оптимальную социальную адаптацию в обществе, коллективе, семье. В настоящее время разработаны правительственные программы охраны здоровья матери и ребенка. Здоровые дети — это здоровое будущее нации. Несмотря на большое количество исследований и программ по повышению качества ведения беременных и родов, число детей, появившихся на свет с перинатальным поражением нервной системы, остается высоким и занимает главное место в структуре детской неврологической заболеваемости, с частотой 30 на 10000 родившихся, и является одной из причин формирования нарушений психоневрологического развития, в первую очередь — задержки развития речи.
Речь — это форма высшей нервной деятельности человека, сложный психический процесс. Развитие речи продолжается всю жизнь и отражает его мыслительную деятельность. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны. Ступени и этапы становления и формирования речи подробно изложены в специальной медицинской литературе, и мы на них не будем останавливаться.


Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывает локальные повреждения различных областей коры головного мозга, а характер речевых расстройств зависит от локализации, тяжести и времени поражения ЦНС.
При органических поражениях коры головного мозга развиваются алалии (отсутствие или недоразвитие речи). Часто такие речевые нарушения встречаются у детей с детским церебральным параличом.
Дизартрии - это нарушения произносительной стороны речи, обусловлены недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом наблюдается расстройство артикуляции, затруднение в произношении согласных звуков речи вследствие пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, обеспечивающих моторную функцию речи.
Безусловно, ведущим в патогенезе речевых расстройств является неврологическая патология, но рецидивирующие заболевания дыхательных путей усугубляют воздействие основных причин, тем более что придаточные пазухи и дыхательные пути являются резонансными полостями и играют важную роль в звукообразовании.
Цель работы - показать эффективность динамической электростимуляции (ДЭНС) в комплексном лечении детей с различными нарушениями речи и патологией дыхательных путей.
ДЭНС-терапия начала применяться в лечебно-профилактической практике в 2001 г. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005-004 от 4 марта 2005 г.). Метод электробезопасен, не вызывает побочных и аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, хорошо переносится детьми разного возраста, а главное воздействует на многие уровни поражения.
Из 34 детей, обратившихся за ДЭНС-терапией с ЛОР- и бронхолегочной патологией в возрасте от 2 до 10 лет, у 25 были выявлены различные нарушения речи (73%). Из 29 пациентов этого возраста, имевших речевые проблемы и проходивших лечение в институте, 25 детей (85%) были с патологией дыхательных путей.
Все дети обследованы неврологом: у 4 больных выявлено органическое поражение ЦНС (3 — с ДЦП, а 1 девочка с болезнью Дауна). Практически во всех случаях отмечалась микроочаговая симптоматика в виде слабости VI и VII пары нервов, недостаточности конвергенции, девиации языка, асимметрии носогубных складок, анизокории, горизонтального нистагма, асимметричности сухожильных рефлексов в руках, ногах, промахивания при пальценосовой пробе, синдрома гиперактивности, общего двигательного беспокойства, неравномерности мышечного тонуса в верхнем плечевом поясе или в ногах; также у всех детей были симптомы вегетативной дисфункции ЦНС.
Были выявлены функциональные дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности звукоречевого аппарата). При сопутствующей ЛОР-патологии (аденоидитах, тонзило-фарингитах) отмечалась риналалия.
Среди дизартрии: 5 случаев легкой степени при нормальном психомоторном развитии, 3 дизартрии корковые при ДЦП, 2 случая — псевдобульбарно-спастическая. Также имело место 5 случаев нарушений темпа речи в виде заиканий, паттернов, интераций.
При ЛОР-обследовании: у восьми детей аденоидит 1-3-й степени; у семи — хронический рецидивирующий гаймороэтмоидит; у пяти - рецидивирующий аллергический ринит; двое детей — с бронхиальной астмой; у двоих - часто рецидивирующий хронический бронхит.
Перед началом ДЭНС-терапии все родители были ознакомлены с данным методом и дали согласие на лечение своих детей. Возрастной состав представлен следующими группами: от 2 до 5 лет — 16 пациентов, от 5 до 7 лет — 7 человек, 7-10 лет — двое детей.
Программа ДЭНС-терапии проводилась индивидуально, но в первые сеансы упор делался на купирование обострения ЛОР- и бронхолегочной патологии. Обрабатывались тригеминальная зона, придаточные пазухи носа (сочетались частоты 77 Гц и 2,9 Гц), задняя и передняя проекции легких, иммунные зоны, одна из универсальных зон и одна из речевых зон, но не более трех зон за сеанс. Одновременно проводилась дыхательная гимнастика, массаж носа и носогубного треугольника по Кузнецову. Все дети посещали занятия с логопедом. После купирования обострения и восстановления дыхания основными в лечении были речевые зоны, зоны соответствия су-джок на кистях и стопах и одна из зон миниакупунктурной системы скальпа. Электростимуляция проводилась выносным массажным электродом на частоте 77 Гц по 1-2 минуты.
Воздействие на височную зону левого полушария улучшает процесс понимания речи за счет активации восприятия и дифференцировки слуховых раздражений. Электростимуляция зрительной зоны влияет на восприятие и распознавание графических изображений письменной речи и использовалась больше у детей в возрасте 6-10 лет.

Лобная зона левого полушария — двигательная область, ответственная за моторную речь. Очень важное значение имеет воздействие на теменные доли мозга, которые осуществляют восприятие и анализ двигательных импульсов, поступающих в ЦНС от речевого аппарата.
У детей старше 5 лет проводилась аурикулярная диагностика «Биорепер», в лечении использовались аурикулярные точки AT 34, AT 29, AT 55, AT 84, AT 51 и другие (не более трех точек на сеанс).
При таком последовательном комплексном использовании ДЭНС-терапии у детей с речевыми нарушениями при ЛОР-патологии отмечалось расширение объема речевого дыхания и голосообразования, улучшение состояния мышечного тонуса органов артикуляции, увеличение артикуляционных движений.
Наряду со стимуляцией работы мышц речевого аппарата и мимических мышц, отмечалось улучшение зрительно-моторной координации, памяти. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками и выполнять обучающие программы.
С учетом значительных компенсаторных резервов и пластичности детского мозга, наличия обратных нейрональных рефлекторных связей под действием ДЭНС-терапии получены хорошие результаты у детей с речевыми нарушениям и сопутствующей дыхательной патологией.
Таким образом, применение метода динамической электростимуляции целесообразно и эффективно в комплексном лечении у детей с данной патологией.