понеделник, 4 ноември 2013 г.

К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами

Источник: Динамическая электронейростимуляция в российских и международных медицинских изданиях. Избранные научные работы, опубликованные в 2007-2008 гг.
А.А. Смирнова, А.Н. Горнова, 
Е.А. Кобялковская
МОУ ЦППМСП «Юнона»,
Пермь, Россия
До последнего времени в практике лечения пациентов с задержкой речевого развития мы использовали комплекс логопедических мероприятий, включающий развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, массаж языка и т.д.), развитие мелкой моторики кисти, дифференциацию звуков, обогащение словарного запаса, развитие фонетического слуха, звукобуквенный анализ; проводилась работа над грамматическим строем речи, счетом, цветом, пространственными и временными понятиями, обобщением, исключением. Но зачастую использования только данного комплекса мероприятий бывает недостаточно.
В работе логопедов использование «обходных путей» и специфических средств воздействия при коррекции речевых нарушений является одним из средств повышения эффективности лечения. Р.Е. Левина - выдающийся специалист в области нарушений детской речи - прямо отмечает необходимость использования постоянно совершенствующихся аппаратов и устройств в качестве средства коррекции [1]. Необходимость применения аппаратных средств обоснована также тем, что в исследованиях, посвященных данной проблеме, имеются многочисленные указания на то, что в генезе речевых нарушений значительное место принадлежит органическим нарушениям [2], проявляющимся мышечной и иннервационной недостаточностью органов артикуляции [3], являющихся, по сути, проявлением минимальной мозговой дисфункции [4].
Таким образом, можно говорить, что для достижения положительного стойкого результата работы необходима интеграция педагогических и медицинских методик.
При выборе средств реализации мы остановились на методе динамической электронейростимуляции(регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.). Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС) является дальнейшим развитием чрескожной электроненростмуляции и осуществляется с применением портативных чрескожных электростимуляторов ДЭНАС и ДиаДЭНС (производитель ООО «РЦ APT», Екатеринбург).
Главная особенность данных аппаратов - это наличие функции мониторинга поверхностного импеданса кожи (МПИК), обеспечивающей возможность оценки динамики реакций вегетативной нервной системы и лежащей в основе индивидуализации терапевтического воздействия и оптимизации лечебных алгоритмов [5,6,7].
В основе лечебных эффектов динамической электронейростимуляции лежит сложный комплекс функциональных и биохимических реакций, обеспечивающий синхронизацию взаимоотношений регуляторных систем организма. ДЭНС обладает стресс-лимитирующим, вегетотропным, общеукрепляющим и иммуномодулирующим эффектами [8]. Кроме этого, имеются работы, свидетельствующие о возможности положительного влияния ДЭНС на ряд показателей, характеризующих уровень психического развития детей [9]. Данные последней работы полностью согласуются с нашими предварительными исследованиями, при которых получены результаты, свидетельствующие о повышении при примении ДЭНС показателей слуховой памяти, мышления, внимания. Качественный анализ полученных данных показал, что наибольшая динамика имеет место в отношении показателей внимания, которые в соответствии с данными первичной и повторной диагностики увеличились практически в два раза. Также в ряде исследований была показана возможность эффективного применения ДЭНС при лечении детей с дизарартриями и алалиями [10-12]. По данным анализа литературы была выдвинута гипотеза, согласно которой ДЭНС в комплексе лечебных мероприятий должна оказывать влияние, в первую очередь, на скорость формирования правильного звукопроизношения.
Цели и задачи исследования
Целью представляемой работы явилась проверка данной рабочей гипотезы. Учитывая то, что у большинства детей наблюдается сочетанное нарушение произношения сразу нескольких звуков, для мониторинга эффективности метода наиболее целесообразно проводить временную оценку и определять в заданные интервалы времени наличие или отсутствие нарушений в произношении отдельных звуков.
Материалы и методы
Методом случайной бесповторной выборки были сформированы две группы детей: основная группа — 44 человека, контрольная — 50 человек. Средний возраст детей в основной группе 5,33 ± 0,58, в контрольной группе 5,56 ± 0,61 лет. Достоверных отличий по возрасту и уровню психосоциального развития в группах не было. В основной группе проводились индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.

В ходе занятий использовались традиционные методы коррекции речевых нарушений, а также динамическая электронейростимуляция. Аппаратное воздействие проводилось один раз в день. В течение 12 месяцев было проведено три курса ДЭНС продолжительностью 10 дней. На сеансе обрабатывались зоны общего воздействия в режиме «Тест», а также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук в режиме «Терапия». Общее время воздействия составляло в среднем 15-20 минут.
В группе контроля аппаратную терапию не применяли, проводились только индивидуальные занятия.
Результаты
При проведении первичной диагностики актуального уровня речевого развития было выявлено, что в основной группе количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляет 32 человека; в контрольной - 34 человека.
При анализе нарушений звуковой стороны речи у детей основной и контрольной групп перед началом лечения достоверных различий не выявлено, структура нарушений была однотипная. Так, фонетико-фонематические нарушения речи (ФФНР) наблюдались у детей в основной группе в 59,38% случаях, в контрольной в 58,32 % случаев; нарушения фонетической стороны речи (ФНР) в основной группе присутствовали у 25 % детей, в контрольной - у 29,4 % детей. Общее недоразвитие речи (ОНР) наблюдалось у 15,6 % и 11,76% детей основной и контрольной групп соответственно.
В течение года анализ нарушений звукопроизносительной стороны речи проводился в трех контрольных временных точках - в начале курса занятий (начало года), через шесть месяцев после начала занятий (середина года) и в конце года (через 12 месяцев после начала занятий). В основной группе значимой динамики на фоне ДЭНС удалось добиться в течение первых шести месяцев занятий; после второго, третьего курса у детей отмечалось значительное улучшение мимической моторики, более быстрое восстановление артикуляционных поз. Особенно яркие проявления нормализации мышечного тонуса наблюдались у детей с парезами языка и мимической мускулатуры. В двух случаях у детей только что поставленные звуки моментально вошли в речь. Так, количество детей с нарушением произношения свистящих звуков уменьшилось более чем в 2,5 раза (на 13 % от исходного), количество детей с нарушением произношений шипящих звуков уменьшилось в четыре раза (на 19% по сравнению с началом года). Несколько менее значимая динамика наблюдалась в становлении соноров, становление нормального произношения соноров наблюдалось в 28% случаев.

К концу года в основной группе произошло становление произношения всех звуков у 69% детей.
В контрольной группе динамика становления звуков была несколько иная. Так, к середине года количество нарушений в произношении свистящих и шипящих звуков уменьшилось менее чем в 2 раза (на 9% от исходного), а становление произношения соноров произошло в 24 % случаев.
К концу года в контрольной группе произошло становление произношения всех звуков у 68% детей.
Таким образом, полученные результаты четко показывают, что по сравнению с контрольной группой у детей, в комплекс лечебных мероприятий у которых была включена ДЭНС, становление большинства звуков происходит в более короткие сроки.
Литература
1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
2. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1974.
3. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003.
4. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция: Науч. обзор. - М., 1980.
5. Гуров А.А., Чернышев В.В., Королева М.В., Черныш И.М., Малахов В.В. Новые частотные режимы для ДЭНС и их физиологическое обоснование // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания. - Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС». - Екатеринбург, 2005.
6. Красникова Т.М., Косяков Н.С. Современные подходы к реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания / Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС», Екатеринбург, 2005.
7. С.Б. Егоркина, А.В. Сорокин, Е.В. Минаева, Л.С. Исакова. Некоторые физиологические механизмы ДЭНС-терапии // Динамическая электронейростимулирующая терапия. Новые рубежи и итоги эмпирического этапа развития. Сб. мат-лов международного симпозиума, посвящен. 5-летию корпорации «ДЭНАС МС». - Екатеринбург, 2003.
8. Мейзеров Е.Е., Черныш И.М., Королева М.В., Дубова М.Н., Адашинская Г.А., Краснова Л.Б. Электродинамическая рефлексотерапия в комплексном лечении болевых синдромов // Медицинский вестник, т. II, вып. 2. Екатеринбург, 2003.
9. Клековкина Н.И., Сафронов А.А., Рявкин С.Ю. Применение динамической электронейростимуляции в комплексном лечении детей с непсихотическими психическими расстройствами // Медицинский вестник, Т. III. Вып. 1. Екатеринбург, 2004.
10. Кушнина Т.В. Предварительные результаты использования динамической электронейростимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Динамическая электронейростимулирующая терапия. Эволюция продолжается / Сб. мат-лов междунар. симпозиума, посвящен. 6-летию корпорации «ДЭНАС МС». - Екатеринбург, 2004. - С. 172-179.
11. Попова Т.В., Чудаева В.В. К вопросу об актуальности ДЭНС для восстановления человеческих ресурсов // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания / Сб. мат-лов, междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС». - Екатеринбург, 2005.-С. 88-91.
12. Агошкина Н.И. Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания / Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС». - Екатеринбург, 2005. - С. 188-190.