Сборник материалов Международного
симпозиума, посвященного 9-летию корпорации ДЭНАС МС "Динамическая
электронейростимуляция: Теоретические и практические аспекты диагностики и
терапии" Екатеринбург, 9 февраля 2007г.
А.А. Смирнова, А.Н. Горнова, Е.А. Кобялковская
МОУ ЦППМСП «Юнона»,
г. Пермь, Россия
В работе логопедов использование специфических средств
воздействия при коррекции речевых нарушений является одним из средств
повышения эффективности лечения. Необходимость применения аппаратных средств
обоснована тем, что в исследованиях, посвященных данной проблеме, имеются
многочисленные указания на то, что в генезе речевых нарушений значительное
место принадлежит органическим нарушениям, являющихся, по сути, проявлением
минимальной мозговой дисфункции. Таким образом, можно говорить, что для
достижения положительного стойкого результата работы необходима интеграция
педагогических и медицинских методик.
При выборе средств реализации мы остановились на
методе динамической электронейростимуляции (регистрационное удостоверение
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.).
Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС) является
дальнейшим развитием чрескожной электронейростмуляции и осуществляется с
применением портативных чрескожных электростимуляторов ДЭНАС и ДиаДЭНС
(производитель ООО «РЦ APT», Екатеринбург).
Главная особенность данных аппаратов - это наличие функции мониторинга поверхностного
импеданса кожи (МПИК), обеспечивающая возможность оценки динамики реакций
вегетативной нервной системы, и лежащей в основе индивидуализации
терапевтического воздействия и оптимизации лечебных алгоритмов. В основе
лечебных эффектов динамической электронейростимуляции лежит сложный комплекс
функциональных и биохимических реакций. ДЭНС обладает стресслимитирующим,
вегетотропным, общеукрепляющим, иммуномодулирующим эффектами. Кроме этого
имеются работы, свидетельствующие о возможности положительного влияния ДЭНС на
ряд показателей, характеризующих уровень психического развития детей.
В своей работе мы ориентировались на то, что ДЭНС в
комплексе лечебных мероприятий должна оказывать влияние, в первую очередь, на
скорость формирования правильного звукопроизношения. Учитывая то, что у
большинства детей наблюдается сочетанное нарушение произношения сразу
нескольких звуков, для мониторинга эффективности метода наиболее целесообразно
проводить временную оценку, и определять в заданные интервалы времени наличие
или отсутствие нарушений в произношении отдельных звуков.
Методом случайной бесповторной выборки были сформированы
две группы детей, основная группа — 44 человека, контрольная - 50 человек.
Средний возраст детей в основной группе 5,33 ± 0,58, в контрольной группе 5,56±
0,61 лет. Достоверных отличий по возрасту и уровню психосоциального развития в
группах не было.
В основной группе проводились индивидуальные занятия
по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. В ходе занятий
использовались традиционные методы коррекции речевых нарушений, а также
использовалась динамическая электронейростимуляция аппаратом ДЭНАС. Аппаратное
воздействие проводилось один раз в день.
В течение 12 месяцев было проведено три курса ДЭНС
продолжительностью 10 дней. На сеансе обрабатывались зоны общего воздействия в режиме
«Тест», а также специфические «речевые» зоны: середина носо-губной складки,
кайма верхней губы, большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых
пластинок на каждом пальце рук в режиме «Терапия». Общее время воздействия
составляло в среднем 15-20 минут.
В группе контроля аппаратную терапию не применяли,
проводились только индивидуальные занятия.
При проведении первичной диагностики актуального
уровня речевого развития было выявлено, что в основной группе количество
детей, нуждающихся в логопедической помощи составляет 32 человека. В
контрольной 34 человека.
При анализе нарушений звуковой стороны речи у детей основной
и контрольной групп перед началом лечения достоверных различий не выявлено,
структура нарушений была однотипная. Фонетико-фонематические нарушения речи
(ФФНР) наблюдались у детей в основной группе в 59,38% случаях, в контрольной в
58,32% случаев, нарушения фонетической стороны речи (ФНР) в основной группе
присутствовали у 25% детей, в контрольной у 29,4% детей. Общее недоразвитие
речи (ОНР) наблюдалось у детей основной группы в 15,6% случаев, контрольной -
в 11,76% случаев.
В течение года анализ нарушений звукопроизносительной
стороны речи проводился трижды - в начале курса занятий (начало года), через
шесть месяцев после начала занятий (середина года) и в конце года (через 12
месяцев после начала занятий).
В основной группе значимой динамики на фоне ДЭНС
удалось добиться в течение первых шести месяцев занятий, после второго и
третьего курса — у детей отмечалось значительное улучшение мимической
моторики, более быстрое становление артикуляционных поз.
Особенно яркие проявления нормализации мышечного
тонуса наблюдались у детей с парезами языка и мимической мускулатуры. В двух
случаях у детей только что поставленные звуки моментально вошли в речь. Так,
количество детей с нарушением произношения свистящих звуков уменьшилось более
чем в 2,5 раза (на 13% от исходного), количество детей с нарушением
произношения шипящих звуков уменьшилось в четыре раза (на 19% по сравнению с
началом года), несколько менее значимая динамика наблюдалась в становлении
сенсоров, становление нормального произношения сонсоров наблюдалось в 28%
случаев. К концу года в основной группе произошло становление произношения
всех звуков у 69% детей.
В контрольной группе динамика становления звуков была несколько иная. Так, к середине года количество нарушений в произношении свистящих и шипящих звуков уменьшилось менее чем в 2 раза (на 9% от исходного), а становление произношения сонсоров произошло в 24% случаев. К концу года в контрольной группе произошло становление произношения всех звуков у 68% детей.
Таким образом, проведенная работа четко показывает,
что, в группе детей, в комплекс лечения которых была включена ДЭНС, становление
большинства звуков происходит в более короткие сроки, чем у детей, не
получавших при проведении лечения ДЭНС. У детей контрольной группы не
отмечалось явных качественных скачков при произношении звуков.