Т.В. Нехорошева, Р.С. Леер, Н.В. Панина
Городской Центр ранней помощи для детей
с отклонениями в развитии,
г. Барнаул, Россия
Речь - это основа человеческого разума, венец творения приводы, и нарушение речевого развития является одним из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша с первых месяцев его жизни позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление новых, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция речи способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Специалисты Центра ранней помощи для детей с отклонениями в развитии активно используют в своей работе различные методы и средства, помогающие обеспечить юным пациентам полноценное развитие. До последнего времени нами, наряду с медикаментозным лечением, широко использовался целый комплекс специальных логопедических методик, направленных на развитие артикуляционного аппарата (логопедический массаж и гимнастика), развитие мелкой моторики, когнитивное развитие и т. д.
С декабря 2005 года в Центре для реабилитации детей стал широко применяться метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС). В течение года нами проводилось исследование с целью оценки эффективности применения ДЭНС при задержке речевого развития различной этиологии у детей раннего возраста.
Цель исследования
Изучение влияния ДЭНС на следующие параметры:
1) подвижность артикуляционного аппарата;
2) развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
3) развитие фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя, связной речи;
4) развитие когнитивной деятельности;
5) развитие общих движений, мелкой моторики;
6) развитие просодической организации звукового потока (в частности, мелодико-интонационной стороны речи).
Изучение влияния ДЭНС на следующие параметры:
1) подвижность артикуляционного аппарата;
2) развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
3) развитие фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя, связной речи;
4) развитие когнитивной деятельности;
5) развитие общих движений, мелкой моторики;
6) развитие просодической организации звукового потока (в частности, мелодико-интонационной стороны речи).
Материалы и методы
В основную группу, получавшую ДЭНС от аппарата ДиаДЭНС, вошло 20 детей.
Контрольная группа состояла из 25 детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет 11 месяцев 29 дней. Со всеми детьми проводили логопедические занятия по описанным выше методикам и медикаментозное лечение (ноотропы, аминокислоты, витамины и др.).
В основную группу, получавшую ДЭНС от аппарата ДиаДЭНС, вошло 20 детей.
Контрольная группа состояла из 25 детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет 11 месяцев 29 дней. Со всеми детьми проводили логопедические занятия по описанным выше методикам и медикаментозное лечение (ноотропы, аминокислоты, витамины и др.).
Методы обследования до лечения:
- объективное исследование импрессивиой, экспрессивной сторон речи;
- качества подвижности артикуляционного аппарата;
- заполнение речевой карты;
- компьютерное тестирование нервно-психического развития ребенка по имеющимся в центре методикам: шкала KID (для детей от 6 мес. до 1,5 лет) и шкала RCDI (для детей от 1,5 до 3 лет).
- объективное исследование импрессивиой, экспрессивной сторон речи;
- качества подвижности артикуляционного аппарата;
- заполнение речевой карты;
- компьютерное тестирование нервно-психического развития ребенка по имеющимся в центре методикам: шкала KID (для детей от 6 мес. до 1,5 лет) и шкала RCDI (для детей от 1,5 до 3 лет).
На 20-30 день начала лечения после 1-го курса терапии детей осматривали логопед и невролог. Каждые 3 месяца проводилось заполнение речевой карты; компьютерное тестирование по шкалам KID и RCDI. Курс лечения в среднем составлял 10-15 дней, в течение года - 2-5 курсов.
Рецептура аппаратного ДЭНС-воздействия составлялась исходя из уровня нарушения речи, сопутствующих заболеваний, возраста ребенка. Длительность сеансов 10-20 мин. с учетом возраста, воздействие на одну зону в течение 2-5 мин. Применялись режимы «Терапия» и «Тест», минимальный энергетический уровень. Обязательно обрабатывались тройничная зона, паравертебральные зоны в шейно-грудном отделе, речевая зона (вокруг рта, язык, височная область слева, пальцы рук). Кроме того, в схему включали обработку проекции печени, кишечника по жалобам. Детям, родители которых приобрели аппараты для личного пользования, в перерывах между специальными логопедическими курсами ДЭНС проводилась по жалобам.
Рецептура аппаратного ДЭНС-воздействия составлялась исходя из уровня нарушения речи, сопутствующих заболеваний, возраста ребенка. Длительность сеансов 10-20 мин. с учетом возраста, воздействие на одну зону в течение 2-5 мин. Применялись режимы «Терапия» и «Тест», минимальный энергетический уровень. Обязательно обрабатывались тройничная зона, паравертебральные зоны в шейно-грудном отделе, речевая зона (вокруг рта, язык, височная область слева, пальцы рук). Кроме того, в схему включали обработку проекции печени, кишечника по жалобам. Детям, родители которых приобрели аппараты для личного пользования, в перерывах между специальными логопедическими курсами ДЭНС проводилась по жалобам.
Проведенное исследование позволило выявить более быструю положительную динамику у пациентов основной группы по сравнению с контрольной группой. Особенно это заметно проявилось в работе с детьми, имеющими нарушения подвижности артикуляционного аппарата.
Проведение сеанса ДЭНС перед логопедическим занятием улучшало подвижность мышц артикуляционного аппарата и пальцев рук. Улучшение состояния тонуса мышц речевого аппарата и мелкой моторики проявлялось в повышении уровня речевой активности, ускорении темпов развития всех сторон речи. При компьютерном тестировании нервно-психического развития динамика когнитивного и речевого развития пациентов основной группы в среднем на 0,3-0,4 месяца опережала соответствующие показатели пациентов контрольной группы за каждые 3 месяца работы с пациентами.
Проведение сеанса ДЭНС перед логопедическим занятием улучшало подвижность мышц артикуляционного аппарата и пальцев рук. Улучшение состояния тонуса мышц речевого аппарата и мелкой моторики проявлялось в повышении уровня речевой активности, ускорении темпов развития всех сторон речи. При компьютерном тестировании нервно-психического развития динамика когнитивного и речевого развития пациентов основной группы в среднем на 0,3-0,4 месяца опережала соответствующие показатели пациентов контрольной группы за каждые 3 месяца работы с пациентами.
Клинические примеры
1. Дима П., 2,5 года. Диагноз - «задержка речевого развития в резидуальном периоде перинатальной энцефалопатии».
При первичном обследовании: в активной речи - около 10-ти простых слов, звукоподражание. Через 3 месяца занятий, после 1-го курса ДЭНС-терапии, отмечено повышение речевой активности, появление новых простых слов, 2-3-словной фразы. Кроме того, мама ребенка отметила изменения в его поведении: он стал более внимательным, усидчивым.
1. Дима П., 2,5 года. Диагноз - «задержка речевого развития в резидуальном периоде перинатальной энцефалопатии».
При первичном обследовании: в активной речи - около 10-ти простых слов, звукоподражание. Через 3 месяца занятий, после 1-го курса ДЭНС-терапии, отмечено повышение речевой активности, появление новых простых слов, 2-3-словной фразы. Кроме того, мама ребенка отметила изменения в его поведении: он стал более внимательным, усидчивым.
2. Рома К., 9 месяцев. Диагноз - «задержка доречевого развития в позднем восстановительном периоде перинатальной энцефалопатии».
При первичном обследовании: малоактивное гуление, повышение тонуса мышц языка, снижение активности мышц речевого аппарата. Кроме того, ребенок значительно отставал в двигательном развитии. После 1-го курса ДЭНС-терапии наряду с улучшением общей моторики заметно возросла речевая активность из-за улучшения тонуса мышц речевого аппарата. Мальчик стал активно, интонированно гулить, появился лепет. К 12 месяцам, после проведения 2-го курса ДЭНС-терапии, в речи ребенка появились первые слова. Мама отмечает значительную положительную динамику в эмоциональном состоянии ребенка.
При первичном обследовании: малоактивное гуление, повышение тонуса мышц языка, снижение активности мышц речевого аппарата. Кроме того, ребенок значительно отставал в двигательном развитии. После 1-го курса ДЭНС-терапии наряду с улучшением общей моторики заметно возросла речевая активность из-за улучшения тонуса мышц речевого аппарата. Мальчик стал активно, интонированно гулить, появился лепет. К 12 месяцам, после проведения 2-го курса ДЭНС-терапии, в речи ребенка появились первые слова. Мама отмечает значительную положительную динамику в эмоциональном состоянии ребенка.
Выводы
Применение ДЭНС при речевых нарушениях у детей раннего возраста способствует значительному повышению эффективности коррекционной работы. Используя ДЭНС в комплексе с другими методами и средствами, удается быстрее добиться:
- улучшения состояния мышечного тонуса и качества подвижности артикуляционного аппарата;
- ускорения темпов развития речи;
- повышения активности со стороны импрессивной и экспрессивной речи;
- качественного улучшения всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
Применение ДЭНС при речевых нарушениях у детей раннего возраста способствует значительному повышению эффективности коррекционной работы. Используя ДЭНС в комплексе с другими методами и средствами, удается быстрее добиться:
- улучшения состояния мышечного тонуса и качества подвижности артикуляционного аппарата;
- ускорения темпов развития речи;
- повышения активности со стороны импрессивной и экспрессивной речи;
- качественного улучшения всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.